Что реально выиграет Россия, сбросив балласт в виде режима Лукашенко

Что реально выиграет Россия, сбросив балласт в виде режима Лукашенко

Узурпатор обходится восточному соседу слишком дорого.
Российская служба открытых данных и раскрытия информации BBC оценила финансовую зависимость режима Лукашенко от России
, пишет charter97

В 2020 году, который был не только годом пандемии для Беларуси, но и годом протестов, госдолг страны увеличился на 29% по сравнению с предыдущим годом. В конце прошлого года белорусские власти сообщили о причинах: на рост повлияло не только ослабление белорусского рубля, но и сверхплановые кредиты. Таким образом, власти создали резерв для финансирования выплат по госдолгу в 2021 году

По данным Минфина Беларуси, на начало августа 2021 года общий долг Беларуси — как внешний, так и внутренний — достиг 57,4 миллиарда белорусских рублей (22,8 миллиарда долларов). До конца этого года Беларусь должна будет выплатить кредиторам около 1 миллиарда долларов.

Потери России от энергетических субсидий

Беларусь покупает газ у России по сниженным ценам, а нефть и нефтепродукты — по нулевым тарифам. Эти неявные субсидии являются наиболее значительной частью финансовой поддержки Беларуси со стороны России.

При этом в последние годы, как отмечают аналитики агентства S&P, объем энергетических субсидий снизился из-за фискального маневра в российском нефтяном секторе.

В 2018 году в России начали менять систему налогообложения нефтяных компаний: с 2019 года экспортные пошлины на нефть в России постепенно снижаются, а к 2024 году они должны достичь нуля. При этом повышен налог на добычу полезных ископаемых.

Беларусь получала российскую нефть без экспортных пошлин. По мере обнуления пошлин страна фактически лишается скидок на российскую нефть. В 2024 году она будет получать ее по мировым ценам. Белорусский минфин оценивал потери от налогового маневра в 2019-2020 годах в 800 млн долларов.

В феврале 2020 года страны пошли на компромисс: Москва предложила Минску компенсировать часть потерь из-за налогового маневра за счет снижения премий (1-2 доллара за тонну), которые Беларусь платит российским нефтяным компаниям с 2007 года, так как для российских компаний поставки в Беларусь (по сравнению с Европой) менее привлекательны из-за небольших объемов и санкционных рисков.

По данным аналитиков российского Института энергетики и финансов, в 2020 году российские энергетические субсидии упали до минимальных 0,9% ВВП из-за сокращения физических объемов поставок и падения мировых цен на нефть и природный газ. Но в 2021 году размер экспортных пошлин вернулся к 5,7% ВВП — за счет увеличения разницы в ценах на более дешевый российский газ для Беларуси и стоимости газа в Европе.

В результате объем энергетических субсидий для Беларуси в 2021 году составит 3,5 млрд долларов, отмечает заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. Всего с 2012 года энергетические субсидии для Беларуси превысили 50 млрд долларов.

С мая этого года оценивать объем энергетических субсидий, предоставленных Россией, будет сложно, потому что правительство Беларуси перестало публиковать данные по импорту и экспорту нефти, нефтепродуктов и природного газа. Кондратьев предполагает, что это связано с введенными США санкциями против белорусского энергетического сектора.

Потери для российского бюджета

Финансовая поддержка России в последние годы снижается из-за уменьшения объема энергетических субсидий, отмечают аналитики S&P.

В условиях санкций и закрытых внешних рынков российские кредиты остаются одним из немногих источников внешнего финансирования Беларуси, считает Дмитрий Полевой из «Локо-Инвест».

«Насколько они компенсируют ущерб от западных санкций, сказать сложно, учитывая, что санкции в полной мере пока не оценить, и точного понимания по объему кредитов от России мы не имеем», — говорит Полевой.

Для России кредит в 1,5 млрд долларов, который она выдает Беларуси, это некритичные деньги, полагает эксперт Центра экономических исследований BEROC (Киев) Катерина Борнукова. С Борнуковой согласен российский экономист Евгений Гонтмахер. «Беларуси эти 1,5 млрд помогают закрыть многие дыры, которые появляются у Лукашенко. Для России это небольшие деньги», — говорит Гонтмахер.

Однако в такой финансовой помощи есть большие риски для России, поскольку в мировом сообществе Александр Лукашенко является нелегитимным президентом, поясняет Гонтмахер. Экономист считает, что все экономические сделки, которые проводятся, формально нелегитимны.

«По факту это, конечно, невозвратные кредиты. Если в Беларуси будет смена власти, новое руководство Беларуси может сказать России и Евразийскому фонду: «Друзья, вы дали деньги нелегитимному президенту, мы их отдавать не будем». В этом очень большие риски для России. У нас, наверно, эти деньги уже считаются списанными», — говорит Гонтмахер.

Беларусь хочет поставить С-400 на границе с Украиной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.