Кого и почему помиловал Лукашенко в Беларуси

Александр Лукашенко подписал указ о помиловании осужденных за участие в акциях протеста в Беларуси. DW выяснил, кто они такие, а также почему не отпустили остальных заключенных из «Списка воскрешения»,
пишет DW.
В четверг, 16 сентября, в Беларуси были освобождены 13 человек, помилованных указом Александра Лукашенко. По словам заместителя главы правительства Ольги Чуприс, это те, кто совершил «преступления в Интернете» или участвовал в «массовых беспорядках» и «раскаялся в своих действиях».
Возможное помилование людей, осужденных за участие в акциях протеста и признанных правозащитниками политзаключенными, давно обсуждается в Беларуси. Курирует этот вопрос инициатор провластного «Круглого стола демократических сил» Юрий Воскресенский.
В СМИ сообщалось, что некоторые осужденные и даже еще не осужденные получали от него предложения написать прошение о помиловании Лукашенко. Сам Воскресенский уже предлагал властям освободить около 100 человек.
Кого помиловал Лукашенко, а кому отказали?
Как пояснили в администрации Лукашенко, в помиловании отказывали тем, кто не стал писать прошение, совершил «злостные нарушения режима» в колонии, ранее был судим; лицам, в отношении которых приговор еще не вступил в силу, а также тем, кто осужден за коррупцию или наркотики.
По данным правозащитников, на 16 сентября в Беларуси находится более 670 политзаключенных. Ни один из 13 помилованных не известен как активист оппозиции. Большинство из них были приговорены к различным срокам так называемой «химии» — ограничению свободы в исправительном учреждении открытого типа (ОИФ).
Среди преступлений, в которых они были признаны виновными, — оскорбление государственного служащего, оскорбление государственного флага, разбитое стекло в автобусе, «политические» надписи на автобусных остановках и в киосках, комментарии в телеграмм-чате, грубое нарушение общественного порядка.
Что говорят помилованные в Беларуси?
«Обычно первые несколько минут — это когда не нужно вставать и ложиться спать, чтобы ответить на звонок, не нужно каждый час ходить на профилактический учет», — сказал один из помилованных, пожелавший остаться. анонимный.
Что касается самой процедуры помилования, то, по его словам, запрос направляется администрацией, также необходимо гарантировать. Документы сначала рассматриваются надзорной комиссией местного исполнительного комитета, а затем отправляются в Минск.
«Когда начальник вызвал в кабинет, у меня все просто тряслось от волнения и радости. Отец уже знает, что возвращаюсь. Но заранее о помиловании я никому не говорил», — поделился с DW 20-летний Виктор Калиновский. Его осудили на 2,5 года ограничения свободы в исправительном учреждении открытого типа — за надписи политического характера на остановках и киоске.
После подачи прошения о помиловании ему изменили наказание на «домашнюю химию» — ограничение свободы без направления в ИУОТ. Калиновский планирует в ближайшее время устроиться на на прежнее место работы или будет искать что-то новое. «Во время «химии» я работал грузчиком и сорвал спину, буду несколько недель лечиться. Скорее всего, понадобится финансовая помощь на лечение», — поделился он.
«Лукашенко пока не готов сдаваться полностью. Россия сделала ставку на медленное удушение»